Кто выживет в кризис?

Сразу скажу: этот кризис переживут немногие.

Выживут те малые предприятия, у владельцев которых есть свободные деньги, чтобы переждать период простоя, пониженного спроса и перебои с поставками.

По сути сейчас экономика поставлена на «стоп». Нарушена логистика даже между регионами в рамках одной страны. Поставок из Европы нет, Китай возобновляет поставки, но на полное восстановление потока уйдет 2-6 месяцев.

Итак. Что же делать?

Совет №1.

Если у вас нет денег продержаться  месяц без продаж   – закрывайтесь или сокращайтесь по максимуму.  Не надо играть в игры с лояльностью к персоналу, они допустимы в хорошие времена, сейчас  — нет. Я не говорю, что это хорошо, но это необходимо, иначе все деньги, вы потратите на попытку удержаться на плаву и удержать сотрудников, вместо того, что бы возродиться в новом формате. А когда средства  закончатся, вам в любом случае придется проститься с вашим коллективом со словами  «мы сделали все, что могли, но нам не удалось».

Поиск инвестора тоже не факт что спасет. Кто  захочет вкладывать деньги в то, что начнет приносить доход через полгода, и то не факт, что начнет?

Если вы видите, что ваши продажи резко снижаются, отчаянно вкладывать деньги в рекламу также не стоит. Лучше подумать какие услуги и товары будут востребованы в ближайшее время и переориентировать свою деятельность по возможности.

Структура спроса будет меняться.

Только около 40% населения имеют какие-то накопления,  значит, 60% ваших клиентов останутся без денег уже через пару недель. Никто не знает, на сколько это затянется, но понятно, что люди перейдут в режим жесточайшей экономии.

В первую очередь упадет спрос на привычные, но необязательные вещи и услуги: кофе с собой, регулярные походы в салон красоты, маникюр, педикюр и депиляция перейдут в категорию «только по особым случаям», новая сумочка окажется не так уж нужна. Встречи с друзьями в кафе и ресторанах вернутся в формат домашних вечеринок, люди будут покупать только самые необходимые продукты, снизятся продажи одежды и обуви.

Совет №2.

По возможности  отказывайтесь от аренды и оставляйте сотрудников на home-office.

Понятно, что невозможно перевести на работу из дома  производство или склад, но офис продаж однозначно можно перевести на удаленную работу.

У меня есть опыт работы в таком формате, люди вполне ответственны и  могут эффективно работать из дома, если их грамотно контролировать, а современные технологии позволяют осуществлять оперативный контроль. Надеюсь, этот месяц все это докажет. Так  зачем вам выбрасывать деньги на аренду, интернет и прочее? Вложите эти деньги в развитие, освоение новых направлений и поиск новых ниш, внедрение новых технологий и оптимизацию бизнес-процессов.

Да, перевод офиса на домашний режим потребует внедрения новых технологий, но это необходимое требование реальности. Да, придется менять бизнес-процессы.

Если вы занимаетесь торговлей  и  у вас еще нет сервиса по доставке, вам придется ее организовать или начать сотрудничать со службами доставки и курьерскими службами.

Совет №3.

Не спешите переходить в онлайн. Когда у людей нет денег — они не покупают и онлайн, уже сейчас, за прошедшую карантинную неделю, продажи в сети сократились на 20%. Покупатели вернутся на улицы и в магазины, рано или поздно. Человек  — существо социальное, а отложенный спрос  — никто не  отменял. Если вы оказываете услуги  — вам лучше просто переждать, но быть готовым к тому, что структура спроса сильно изменится.

Совет №4.

Слушайте своих клиентов.

Именно они помогут вам пережить кризис и подскажут идеи для развития бизнеса, только от них вы сможете узнать, что им необходимо в новых условиях.

Сейчас на подъеме фармацевтические компании, аптеки, производители продуктов питания (что уж поделать, люди хотят есть  и быть здоровыми всегда), производители непродовольственных товаров первой необходимости и средств гигиены, производители бытовой химии.

Кто будет на волне, когда  снимут ограничения:

  • производители косметики и бытовой химии (по моему прогнозу произойдет откат в 90-е, и женщины снова будут красить волосы в домашних условиях, сами красить себе ногти и т.д.),
  • производители и разработчики офлайн-игр, производители спортивного снаряжения ( многие перейдут окончательно на формат домашних тренировок, а для них нужно оборудование, и если в период карантина можно тренироваться с использованием подручных средств,  то зачем себя ограничивать после?),
  • производители туристического снаряжения (люди поедут отдыхать, а без денег они не смогут поехать куда-то очень далеко, да и не понятно когда и как откроют границы.  Большинство поедет на дачу или  в лес,  им нужны будут палатки, мангалы, спальные мешки, удочки и другое оборудование для «дикого» туризма),
  • фирмы, производящие семена и рассаду ( да, мы снова начнем сажать помидоры и картошку на своих дачных участках),
  • строители, мастера по отделке, производители мебели (часть людей уже вложили деньги в недвижимость, и им нужно будет делать ремонт в свежекупленных квартирах и обставлять их мебелью) 
  • мастерские по ремонту мебели и техники ( у людей не будет денег на новую, а ломаться будет всегда)
  • зоомагазины, производители кормов и ветеринарные клиники ( люди не перестанут заботиться о своих домашних питомцах)

Времена тяжелые, но мы прорвемся! В конце концов, только на моей памяти это пятый кризис.

Помните, что любой кризис — это не только потери, но и возможности. Мир меняется и мы всместе с ним.